Двери Тамерлана

08.06.14

Василий Васильевич Верещагин в 1872 году  закончил свою картину «двери Тамерлана».  На картине абсолютно статичный, казалось бы, сюжет:  Дверь, покрытая орнаментом и два  воина по бокам. Художник написал дверь и показал целую эпоху, весь мир.

Вся композиция картины «Двери Тимура (Тамерлана)», впрочем,  как и сюжет картины, крайне нетрадиционны. Эта картина вообще не была ни на что похожа, в русском искусстве аналогов ей нет. Демонстрируя  собой  новейший  тип  картины на историческую тему, уже на  самой первой выставке, когда  картина с дверями  была представлена, она сразу смогла  получить  высокую оценку самых  маститых  мастеров русского реализма, например  И. Н. Крамского.

Двери вырастают огромной своей мощью над  людьми,  возникая  из глубин истории, украшены богато и изысканно сложным резным ковровым орнаментом. Двери Тамерлана на картине не только создают  ощущение  крайнего величия, но и восхищают  удивительной орнаментальной культурой народов Востока.  Восточный орнамент  отделки дверей,   яркие по восточному - пёстрые  одежды путников показали  могущественный и полностью неповторимый образец  средневекового Востока со всеми его  традициями,  и позволили зрителю глубоко проникнуться его духом. Удивительно, но это не единственная дверь, которую написал Верещагин. 

Его картина "У дверей мечети" изображает дверь в мечеть. Эта картина написана в 1873 году. И если возле двери к Тамерлану стоят двое воинов, то здесь тоже по бокам двери двое. Только нищих. На самом деле эта дверь существует до сих пор и  открывает мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, который находился   в городе Туркестане, а ныне в  Казахстане. Дверь на картине – это наружная  дверь  мавзолея. На двери великолепный восточный  орнамент.

В 1987 году художник пишет ещё одну дверь -  "Входная дверь в церковь под Казбеком. " Но возле двери уже  сидит только один человек.

Художник Верещагин был человеком очень противоречивым. Жестокая демонстрация увиденного и безапелляционная манера показывать  суждения  и взгляды  сочеталась  в художнике с утопической верой в то, что можно человека чему – то научить при помощи  средств искусства.  Верещагин был натурой эгоцентричной.

Дверь, согласно мистических традиций востока, это  начало  и окончание всего. Дверь выражает, прежде всего, символику  границы. Дверь — это граница   жилого пространства, а именно,  обеспечивает связь со всем  внешним миром, и  защиту от этого мира. Так всё же почему   Верещагин писал двери? 

Рекомендуем почитать